Разумный подход к отречению

Отречение – это ум, устремлённый к освобождению от страдания и причины страдания. Иными словами отречение – это твёрдая решимость избавиться от страдания и его причины, неблагого мышления. Однако здесь не идёт речь о страдании и его причине в нашем собственном понимании, ведь даже без знакомства с учением Будды и какой-либо практики мы естественным образом всеми силами стремимся избавиться от этих двух вещей. Отречение согласно учению Будды подразумевает осознавание страдания и его причины в соответствии с первой и второй благородными истинами Просветлённого. Важно понять, что подобное осознавание не возникнет в нас вследствие высоких интеллектуальных или интуитивных способностей, оно может родиться только из изучения, осмысления и повторения четырёх благородных истин.

Практикующим необходимо развить в себе отречение и осознавание меры. Начинающие могут практиковать Дхарму с большим энтузиазмом, однако им не рекомендуется следовать своему начальному импульсу отречения. Если начинающие в одночасье преобразует свою мирскую жизнь в жизнь отреченца, они возможно никогда не добьются успеха в практике Дхармы. Первый импульс отречения может легко привести к переоценке своих способностей в изучении и практике, поэтому те, кто ему следует, подвергают себя риску доведения своей практики до её полного прекращения. Маленький мальчик может считать, что он способен забежать на вершину горы, однако после нескольких минут бега наверх он исчерпает свои силы и вовсе прекратит подъём.

Точно так же говорится о том, что практикующие не должны следовать третьему импульсу отречения. Не исключено, что вы можете уже являться практиком Дхармы и знать меру своему имуществу и действиям так, чтобы максимально сосредоточиться на практике. Тем не менее вы можете убедить себя, что вам действительно необходимо плотно занять себя множеством дхармичных активностей и накоплением множества дхармичных вещей. В этом случае вы станете подобными старику, несущему на своей спине слишком тяжёлую ношу, и никогда не доберётесь до вершины горы. Поэтому мастера линии передачи практики советуют нам следовать второму импульсу отречения и самоограничения.

Однажды, когда Патрул Ринпоче давал учение об отречении, несколько молодых практикующих отбросили от себя всё, чем владели: ботинки, шапки, ремни и тому подобное. Патрул Ринпоче сказал, что подобный импульс отречения – типичный признак «новых практикующих». В то же самое время несколько йогов подошли и начали быстро собирать выкинутые ботинки, шапки, ремни и тому подобное. Патрул Ринпоче сказал, что подобное проявление цепляния – типичный признак «старых практикующих». Постарайтесь найти баланс между избыточным усердием и излишней ленью, между чрезмерным чувством отречения и потаканием своему стремлению к чувственным удовольствиям. Не уходите в крайность самоистязания лишениями и крайность увлечения чувственными удовольствиями.

Из учений Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче

Опубликовать в ЖЖ

Четыре истины Будды о страдании и счастье

Вход в аккаунт

CAPTCHA
Проверка для предотвращения автоматического спама.
1 + 10 =
Введите число для подтверждения, что форма заполняется не спам роботом.

RSS блога     Facebook     Вконтакте     LiveJournal     Twitter блога     Учения на Youtube